На ближайшей к дороге сопке находился наблюдательный командный пункт, который со всех сторон защищали вкопанные в землю орудия и танки. В лощине находилась бронетехника, которая, как потом выяснилось, готовилась пересечь автотрассу и форсировать вплавь реку Онон.
Правозащитники на месте попытались связаться с военными, чтобы узнать, сколько времени мирных людей продержат в заложниках. С этой целью Виталий Черкасов с фотоаппаратом в руках направился в сторону командного пункта, однако его остановили два майора, которые заявили, что здесь ходить и фотографировать нельзя.
Напомнив офицерам, что здесь не военный полигон и что нигде нет запрещающих табличек и оцепления, Черкасов предложил военным ответить на ряд вопросов.
Почему без согласия попавших в затор мирных людей их подвергли "газовой атаке"? Какую опасность этот дым представляет для здоровья? И когда всем им дадут возможность ехать дальше? Офицеры отказались отвечать на эти вопросы
и оттеснили Черкасова обратно к дороге. Вернувшись в Читу, юристы ЗПЦ направили официальный запрос в военную прокуратуру СибВО и управление ГИБДД по Забайкальскому краю. Они предложили правоохранителям провести проверку и ответить на вопросы: имели ли военные право перекрывать федеральную автотрассу; кто из гражданских властей оказывал им в этом содействие; почему гаишники, перекрывшие трассу, не знали времени окончания учений; почему военные отказались общаться с мирными гражданами? А также кто должен нести за это ответственность?
Краевое ГИБДД ответило, что "решение вопроса об ограничении или перекрытии движения на федеральных дорогах" входит в компетенцию МВД, а краевое управление "таким правом не располагает". Сотрудник службы информации и общественных связей СибВО Сергей Власов на запрос ИА "Чита.Ру" сообщил, что федеральную трассу "Чита-Забайкальск" военные перекрыли "по согласованию со всеми соответствующими органами".
Военная прокуратура СибВО в сентябре 2009года отписалась, что фактов нарушений законодательства при блокировке автотрассы "не выявлено".
Получив ответ из МВД РФ, юристы ЗПЦ начали подготовку исков в суд о взыскании морального вреда за нарушения конституционных прав жителей края на свободу предвижения. У правозащитников есть фото- и видеозапись блокировки автотрассы, и иски они намерены подавать как от своего имени, так в интересах других пострадавших водителей и пассажиров.
Вместе с тем у жителей края вызывает недоумение, чем руководствовались военные при выборе места для своего маневра? Забайкалье – малозаселенная территория. Река Онон на большем своем протяжении течет по безлюдной местности, однако для ее форсирования было выбрано место около автотрассы, место, где она прижимается к сопке и где отсутствует возможность какого либо объезда затора.
Софья Микитик
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter