В чем причина российского провинциального хамства? Иосиф Бродский говорил, что россияне могут быть интересны лишь антропологам.

Во дворе моей хрущевки после начала так называемой "специальной военной операции" с детьми гуляют реже, чем в неделе выходных дней. Количество детей сократилось: редко кто хочет рожать в нестабильной стране в военное время. Два ребенка на 20 квартир подъезда. Все знают, что стимулирующие финансовые выплаты — это подачки, а получить квартиру в льготную ипотеку молодым семьям из Самарской области и раньше было непросто, а сейчас невозможно. В многотысячной очереди на получение этой ипотеки молодежь стояла годами, а потом, достигнув определенного законом предельного возраста получения этой льготной ипотеки, исчезала из нее. Вот детей больше не рожали. В результате: пробегут два-три ребенка два-три раза в неделю от подъезда в центр двора или до авто на пять минут, и вся прогулка.

Если зайти в типичную хрущевку, то там пьющие 24/7 семьи, громко орущие из телевизора телепропагандисты, пьяные дебоши. Это у моей приятельницы так в рабочем районе Самары. Так она от такого шума на работу лаборантом в детской поликлинике (исследует баночки и коробочки с анализами) идет как на праздник. Говорит: даже несмотря на фекальные ароматы от образцов, благодать, можно отоспаться. Аромат ведь на сон не влияет. Не то, что люмпенский шум в пятиэтажке.

С началом "СВО" кадровый голод одолел учреждения образования. В сельских школах, дооптимизированных до уровня "одна школа на пять деревень", учителя вынуждены, как в советское время, вести массу предметов одновременно.

Сейчас предметников не хватает, военруков-ветеранов "спецоперации" по давней учительской практике тоже привлекают вести предметы за коллег. Не имея часто даже среднего образования, те польщены оказанным им высоким доверием. Почти как у Роберта Бернса: "Ты свистни - себя не заставлю я ждать". Военрук замещал учителя русского языка и литературы. На вопрос ученика: какое проверочное слово к слову "хулиган", военрук ответил: "хуйли". Возможно, он этим высказал недоумение вопросом не по годам любознательного школьника. Вот и спросил по простонародному: "Хуйли?!" А из-за созвучности слов ученик с предпоследней парты интерпретировал ответ педагога как истину в последней инстанции. Ведь свое восклицание "хуйли" педагог закрепил подзатыльником ученику. Понятно, что снимать этот хамский поступок на смартфоны не привыкшие к суровому солдатскому сленгу школьники побоялись. Но зато стали с тех пор писать везде "хуйлиган". Ибо: "говорите и пишите по-русски правильно", как отмечал знаток русской словесности Дитмар Эльяшевич Розенталь.

Индульгенция на хамство доступна и лучшим представителям глубинного народа.

Некоторые такого воздействия просто не выдерживают. Мой приятель в 90-е годы вечером возвращался с сыном домой с автостоянки, припарковав престижную тогда вазовскую девятку. По пути их ограбили гопники. Приятель, добежав до телефона-автомата, вызвал милицию. Приехал наряд. Милиционеры, возможно: просто находящиеся не в настроении простые деревенские парни, предложили приятелю не писать заяву. Мол, при нынешней уличной преступности все равно никого не найдут. Приятель, человек по-еврейски упертый, пошел на принцип и заявил, что заявление напишет. А если у него заяву не примут, обратится в ельцинский Совет по правам человека. А потом: в ЕСПЧ, мир его памяти в нынешней РФ! Сюрреализм России в том, что милиционеры этого поборника прав человека не поняли и отвесили ему леща, дав пару тумаков и его сыну. Приятель и его сын пришли домой с фингалами, и он заявил жене (родом из деревни недалеко от Потьмы), что их семья эмигрирует в Израиль из этого дикого апокалипсиса.

Жена сказала, что "Родиной не торгует".

В итоге на следующий день приятель через знакомых адвокатов начал бракоразводный процесс, который выиграл. Разменял трешку, продал авто и гараж. Сына в охапку и на Землю обетованную. Итог истории спустя десятилетия: приятель счастлив вторым браком в Израиле, сын, окончив хедер, поступил в США на программиста и стал им. Бывшая жена приятеля, как современная Грушенька из "Братьев Карамазовых", топила скуку по благосостоянию эмигрировавшего супруга в водке, сожительствовала с люмпенами, принимая их в полученной после раздела имущества однушке в хрущевке и жалуясь на негодяя мужа, который не понял широту ее натуры. Достоевский непременно написал бы атасную книгу по этому сюжету. "Любившая по русски" почила в начале 21 века, считая мужа и сына предателями, которые не разделили общей с ней судьбы.

Это когда "судьба и Родина - едины", как пели гардемарины из фильма популярного у народа и жены провозгласившего Перестройку генсека.

Идея общей судьбы, даже горькой и несчастной - первое условие существования народа в настоящем и будущем.

Не случайно эта идея отливается в ценности Отечества в России не первый век: и при самодержавии, и при большевиках, и в настоящее время. В русской истории, несмотря на возгласы славянофилов, нет органического единства. Вехи истории знают шесть разных Россий: киевскую, татарскую, московскую, петровскую, императорскую, советскую и пост-советскую. Седьмая Россия - нынешняя, власть в которой ностальгируя по временам своей молодости, мечтает восстановить совок, непременно возродив СССР с его зависимыми от столицы государствами-псевдореспубликами.

Нет бы начать с азов. Например: всю колбасу выпускать в соответствии с советскими ГОСТами. Но проще "вернуть" Крым, затеять новую войну. Это гораздо важнее ностальгической советской колбасы, батоны которой так опьяняли своим ароматом в голодном студенческом детстве нынешних правителей бывшей советской империи.

Поразительно, но поведенческие императивы населения России во все эпохи практически одинаковы, буквально: инстинктивны в плане хамства, жестокости и ограниченности взглядов. Для общности народа нужна духовная консолидация. Но в конкретной ячейке общества: семье уехавшего в Израиль с сыном моего приятеля, духовной общности не было. Отсутствие консолидации разрушило семью.

Что же предали мой приятель, уехав с сыном из страны гопников? - Интересы бывшей жены или что-то патриотическое, мифическую русскую идею быть как все? терпеть издевательства везде и всюду и безропотно раболепно молчать?

Но кому из здравомыслящих интересен русский мазохизм при наличии альтернативы уехать в цивилизованную страну?

Ведь Россия, как правильно заметил Бродский, "на будущее не ориентирована". Неоднократно спрашивал приятеля: от чего и почему он уехал? Его ответ: не испытай он тогда на себе прелесть "российских демократии и human rights", так и коптил бы небо в России. А так: открыл перед собой и сыном целый мир. Мир, где соблюдаются права человека и где человек - главная ценность для государства. А Россия, "Россия - это просто урок", как писал Бродский.

Увы, после начала "СВО" западный мир закрыт даже для россиян, понимающих, какая квинтэссенция зла сконцентрирована на их родине. Остается внутренняя эмиграция: на Валдай или в ближайшую деревню. В глушь. В Самару.

Но кому-то удалоь уехать. Не для красного словца скажу: не все среди эмигрантов новой волны нашли себя на чужбине. Некоторые политически неприкаянные, уехав с началом "СВО" для продолжения общественно-политической деятельности из РФ быстро прожили привезенный с собой кэш и остались на мели. А цены за аренду комнаты в Тбилиси и в Самаре не одно и тоже. Вот и пишут некоторые новые эмигранты в соцсетях душещипательные слезливые посты, как подобрали на улице кошечек/хомячков, а в экзотических странах даже крокодилов, которым требуются лечение у ветеринара и деньги на корм. Заявляя: "помогите донатами для животного, чеки предоставлю". Не знаю, где эмигранты-зооактивисты достают чеки, но некоторые, набрав от доброхотов энные суммы денег, умудряются оставаться в эмиграции.Но это редкие случаи!

Лев Владимиров

! Орфография и стилистика автора сохранены